?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В продолжение предыдущего "юбилейного" поста возник вопрос к коллегам, в первую очередь eugen_pinak lwolf1942 mordig81 tankfront hranitel_slov и другим собирателям макулатуры. Как вы систематизируете и каталогизируете свои архивные документы? Ведете ли вы базу данных, какой-то документ, или пользуетесь каким-то софтом?

Тут есть две составляющие:
- первая, это собственно учет (наличных и существующих в принципе) дел и документов,
- и вторая - привязка конкретных сканов или файлов к соединениям, датам, людям, местам и т.п.

С первым попроще. В варианте минимум можно обойтись просто экселевской табличкой. В ЦАМО я вел такую вот простынку, в которую заносил все прорабатываемые доки. Верхняя горизонталь - это дни от начала Сатурна (зеленый - 15 декабря 1942, желтый - 16 декабря, начало Сатурна, красные - 1 января, 1 февраля и 1 марта 1943 года). Цветом помечались дни, которые покрываются данным делом. Дополнительно в пометках отмечалось, в какие файлы делались выписки и т.п.:
цамо.jpg

Получалось достаточно удобно, если работаешь, например, по 10 января 1943 года, то сразу видно, где есть информация по этому дню, а, отфильтровав по фонду-описи-делу, сразу видно покрытие - какие уже дела проработаны, какие документы есть в наличии и т.п. Но тут есть две проблемы.
Первая, идеологическая - ограничения экселя и двумерного представления данных не дают возможности получить на выходе какой-то более-менее сложный функционал по фильтрации (например, нельзя сделать иерархию тегов, так, чтобы тег "6 гв.ск" включал в себя и "управление 6 гв.ск" и "38 гв.сд" например). Ну и главное - невозможно в формате таблички привязывать конкретные файлы к датам, людям, типам данных и т.п. (так, например, в армейской бронесводке за 10 января могут быть данные по потерям конкертного танкового полка, а за 11 января - нет, а хотелось бы такие документы как-то различать).
Вторая, чисто техническая - к сожалению, покрывает этот мой конкретный документ только дела из ЦАМО (немецкие доки таким образом я не регистрировал) и то не все (поскольку вести такую простыню начал только в 2012 году, а до этого все записывал в тетрадки), т.е. сейчас, чтобы покрыть полностью имеющиеся доки, необходимо:
- пройтись по всем делам ЦАМО и занести все недостающее (а это где-то одна полная человеко-неделя);
- сделать аналогично по немецким докам (а это раза в четыре больше - х2 по объему и еще х2 за большую лингвистическую сложность).
а с учетом того, что первая идеологическая проблема так и не будет решена, то тратить столько времени на это я не вижу смысла.

Интересно было бы решить две задачи сразу - и каталогизацию и привязку сканов (листов) к соединениям и дням. Чтобы можно было по критерию "38 гв.сд" + "10.01.1943" получить сразу выборку релевантных файлов. А когда работаешь детально с каким-то боем или событиями, то нужна еще привязка к местности. Ну, чтобы открыл карту - и ссылочки на доки, на файлы сканов, прямо на карте отображались. Вот на что-нибудь такое - мощное, удобное, расширяемое - уже не жаль и время потратить, перешерстить свои доки и поназначать теги и топопривязку. Понятно, что не все сразу, но сначала хотя бы те дела, которые важны для той темы, над которой ты в данный момент работаешь.

Была у меня мысль использовать для этого обычные проги для тегирования фотографий, которые позволяют и к местности привязывать, и гугльмапс запользовать, и вообще много всякого интересного. С год назад попробовал бесплатный Daminion:
цамо2.jpg

и вообще не понравилось. Во-первых, какой-то он очень уж тормознутый, во вторых - не очень удобный интерфейс (именно в плане назначения тегов, создания их иерархии и т.п.), ориентированный на фотофанатов (все эти данные про камеру, условия съемки, а вот, например, удобно и красиво отобразить временнУю шкалу и по ней быстро и удобно отрисовать и отфильтровать группы снимков, такого нет). Осадочек остался, и эксперименты с тегированием я после этого забросил надолго.

Вот, думаю теперь, то ли пробовать покушать кактус Даминиона (скачав свежую версию), или, может быть, лучше на что-то платное обратить внимание? А может быть военно-историческое сообщество уже давно все придумало и нашло удобный софт для таких задач?

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
hranitel_slov
Jan. 8th, 2016 11:32 am (UTC)
у меня вот так

все еще на яндексе, хоть он и жутко неудобен стал.
проблема в том. что практически все помню-не помню мелочи- где именно это лежит).

далее идет отбор по тэгам, по годам/месяцам, по персоналям и дивизиям.
вот например тэг карта


тэг аэрофото

тэги на все запомнившиеся моменты, понятно, что другой человек с ними никак.

некоторые моменты выделены в той же папке. например

первые 2 документа - потери

можно ставить точки на нужном месте, например в списках личного состава, прям в загруженном файле


ну вот примерно так
ioncore
Jan. 8th, 2016 08:20 pm (UTC)
Спасибо, да-да, вот чего-то такого (но с перламутровыми пуговицами и т.д. и т.п.) и хочется. Ок, будем дальше искать и пробовать.
mordig81
Jan. 8th, 2016 12:28 pm (UTC)
Я систематизацией почти на занимался - у меня соединений раза в три меньше твоих. У меня все в папках по подчиненности - то есть корневая папка советские документы в ней папки Западный фронт, 16, 16 А, 3 ТА и 1 ВА. В них уже папки по соединениям. Есть общая папка для найденных интересностей и все.
Есть правда текстовый файл, где просто занесено какие документы по дивизии/бригаде есть - что можно нужно найти на ПН/ЦАМО.
eugen_pinak
Jan. 8th, 2016 01:44 pm (UTC)
Увы - тут я тебе не помогу :( Сам я балуюсь только Экселем, да и то без такой деталировки.
Что касается имён файлов, то я просто дописываю после их названия нужную мне информацию, которую можно найти обычным поиском файлов.
lwolf1942
Jan. 10th, 2016 03:33 pm (UTC)
Так же как и у Игоря)
Держу наших в уме- кто,что и как..
..так же и немцы- разложил по корпусам-но..не удобно. Бо - пд и тд перекидывали свои баты и роты в разную жопицу...до системы пока не хватает рук...
tutjejshy_mk2
Feb. 6th, 2016 12:39 am (UTC)
Это https://calibre-ebook.com/ не смотрели?
Он заточен под каталогизацию и хранение домашней библиотеки, но под графические файлы без семантики в метаданных тоже можно использовать. Можно присваивать семантику прямо при импорте в calibre.
Ещё посмотрите в сторону zotero,jabref,citavi. Это менеджеры цитат да и вообще библиографической информации плюс заметки, теги.
В принципе могу расписать подробнее как я статьи когда то писал с помощью всего этого винегрета.
ioncore
Feb. 6th, 2016 06:37 am (UTC)
Ага, посмотрю все четыре.
Да, пожалуйста, напишите.
tutjejshy_mk2
Feb. 6th, 2016 09:43 am (UTC)
Времени маловато, но потом забуду ответить, поэтому кратко.

Книги, большую часть документов и статей в pdf, djvu, epub, doc, txt, odt и т.д. я импортирую в Колибри. Его огромным плюсом является всеядность форматов и встроенный внутренний конвертер. Это позволяет разместить как физически так и семантически например образ диска или архив рядом с книгой которую он дополняет. При импорте информация о книге берётся из метаданных файла, если же их нет или там описана чушь то можно брать заполнение полей из названия файла по шаблону. Также можно попробовать дополнить метаданные через интернет, но работает это в основном для англоязычных книг и не всегда.
В общем не мне вас учить регулярным выражениям и питону.
Обратите внимание что кроме типовых полей автор или title можно создавать свои, поэтому создать структуру хранения в виде:
фонд --> опись --> дело --> лист
можно в представлении колибри через поля. К любому листу можно добавить семантику, например заголовок документа, дату создания документа и т.д.
Уже отталкиваясь от этой первички мы присваиваем теги, они могут быть пересекающиеся так и сведены в группу, например:
ВМВ-----> гитлер, сталин,т-34, Барбаросса.
Тыкая в ВМВ, получим все книги, документы с этими тегами.


Также я пользуюсь Zotero. В нём в основном хранятся сохранённые им же интернет странички, картинки, схемы. Развитая система тегов, классификации, указание источника. В нём же записываю пришедшие в голову мысли.

Итак, я желаю проработать тему "как скушать налысныкы" и возможно даже написать статью, да ещё и ссылочным аппаратом.

Я открываю Колибри, пользуясь поиском и тегами делаю подборку литературы как их правильно кушать и что по этому поводу думают москали, также нам имеет смысл привлечь критику сего варварского обычая древних укров. Делаю отдельную вкладку с списком книг, документов, источников короче. Делаю умное лицо и читаю завернувшись в мате и попивая плед. Решаю что надо в будущей статье добавить живое мнение из дневничка Арбуза.

Одним нажатием кнопки сохраняю цитаты из браузера в Zotero, из метаданных автоматически добавляется семантика, мне имеет смысл только добавить теги.

Текст я пишу Lyx, в принципе можно в Ворде или Либреофисе, но Lyx позволяет автоматически взять на себя форматирование документа и расстановку ссылок и список библиографии в конце, поэтому я делаю
экспорт списка подобранных источников из Колибри в jabref, а Lyx автоматически из него подхватывает и расставляет всё что нужно. Звучит сложно, но если потратить время и освоить Lyx то потом не жалеешь, всё делается на лету. Zotero умеет общаться с Lyx напрямую, поэтому экспорт делать не обязательно, просто мне удобнее когда список источников сведён в одном месте физически.

поэтому получается примерно так:


________________________--- источники в Колибри----
"как скушать налысныкы"----_______________________----- Jabref-->Lyx
________________________----источники в Zotero-------





Edited at 2016-02-06 09:46 am (UTC)
ioncore
Feb. 6th, 2016 09:56 am (UTC)
О, спасибо, насчет Lyx как раз тоже очень интересно, у меня отдельная головная боль с форматированием и ссылками на источники (надо сопровождать два варианта статьи: один с проставленными ссылками, для себя, второй, без ссылок, для ЖЖ), а работать со ссылками в либреоффисе и ворде не очень удобно, хочется попробовать альтернативные подходы.
tutjejshy_mk2
Feb. 6th, 2016 10:36 am (UTC)
---(надо сопровождать два варианта статьи: один с проставленными ссылками, для себя, второй, без ссылок, для ЖЖ)---
Это как раз для Lyx типовая задача. Там и система контроля версий есть.
Этот латех с человеческим лицом стоит того чтобы потратить достаточно много времени осваивая его, потом смотреть с высока на тех кто мучается и теряет время в Вордоподобных.

Если мои советы помогут вам в организации домашней библиотеки и упрощению написания текстов, сделайте через какое время обзор о своём опыте, будет интересно взглянуть со стороны, может быть почерпну что то полезное для себя чего не увидел.
ioncore
Feb. 6th, 2016 11:20 am (UTC)
Обязательно :)
vnuk_sapera
Oct. 6th, 2016 06:58 am (UTC)
Для каталогизации, тегирования, геопривязки, поиска, подбора, редактирования, группировки, импорта/экспорта сканов рекомендую посмотреть на Lightroom. Не решает задачи со списком источников и текстовыми документами, требует продумывания иерархии тегов, но для работы с базой сканов подходит идеально.
ioncore
Oct. 6th, 2016 07:29 am (UTC)
Ага, спасибо, почитаю про него - дороговатый, черт...
vnuk_sapera
Oct. 6th, 2016 08:08 am (UTC)
Есть (по крайней мере раньше была) триалка на месяц. Ну и на бухте были торренты с лекарством от жадности. Не обязательно ставить самые последние версии, 4.х вполне достаточно. В 3.х из интересующего ещё геотегов не было, а в остальном для пробы тоже вполне подходит (базы потом конвертятся при апгрейде версии, если вдруг)
ioncore
Oct. 6th, 2016 10:05 am (UTC)
Да, посмотрел, триал есть и это отлично.
vnuk_sapera
Oct. 6th, 2016 11:58 am (UTC)
Напишите потом своё впечатление, будет интересно сравнить подходы
( 16 comments — Leave a comment )