?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(окончание, начало см. http://ioncore.livejournal.com/4960.html и http://ioncore.livejournal.com/5367.html)

Критика

Здесь мы представим список разногласий между различными источниками, а также внутренние противоречия данных D.H.M., и попытаемся предложить способы их (противоречий) разрешения.

Поясним, какие источники будут использоваться:
- "по глидерунгу" - имеется в виду суммирование всех указанных систем (пулеметов, орудий ПТО данного калибра или ПВО) на организационной схеме D.H.M., с указанием калибров;
- "на 1.11.42" - численные данные БЧС дивизий на 1.11.42 от D.H.M., где приводится общая численность (пулеметов, орудий ПТО+ПВО, либо отдельно орудий ПТО и отдельно орудий ПВО, но без указания калибров);
- "на 11.11.42" -  отчет D.H.M. о Pak-Lage на 11.11.42 где по каждой дивизии указаны две графы - m.Pak и s.Pak (без указания калибров);
- "на 19.11.42" - данные из "Românii la Stalingrad", Ed. Militară, Bucureşti 1992
Всякая разница между данными "по глидерунгу" и "на 1.11.42" является внутренним противоречием, т.к. эти цифры берутся из одних и тех же документов, только считаются по схеме или берутся из итоговой численности. Данные на 11.11.42 малоинформативны (не указаны легкие ПТО) и, возможно, содержат пропуски, т.е. имеют меньший вес. Данные на 19.11.42 даются суммарно по корпусам (за исключением 7 кавалерийской и 15 пехотной дивизии) т.е. перед использованием требуют аналогичного суммирования и данных D.H.M.

Фото (c) www.worldwar2.ro

Ручные пулеметы

Согласно глидерунгам D.H.M., в составе пехотной дивизии должно быть:
- по 12 пулеметов в каждой из 18 пехотных рот (итого 216)
- по 3 пулемета в полковой саперной роте (итого 9);
- по 4 пулемета в полковом каввзводе (итого 12);
- по 15 пулеметов на артполк (итого 30);
- 27  пулеметов в саперном батальоне;
- 4 пулемета в зенитной батарее;
- по 16 пулеметов в пехотных ротах и 12 в кавэскадроне легкопехотного батальона (итого 60);
- 6 пулеметов в группе обеспечения.
Итого 364 ручных пулемета. Однако фактическое наличие на 1.11.42 по данным D.H.M. дает в ряде случаев бОльшие числа:
- 379 в 5 дивизии;
- 380 в 7 дивизии;
- 381 в 11 дивизии;
- 381 в 15 дивизии.
Если мы разберем штат пехотной дивизии по версии Third Axis, Fourth Ally, то штатное количество ручных пулеметов увеличится за счет;
- по 18 пулеметов в полковом кавалерийском эскадроне вместо каввзвода по версии D.H.M. (итого 54);
- по 18 пулеметов в пехотных ротах легкопехотного батальона (итого в батальоне 66).
Итого в дивизии 408. Можно предположить, что именно этот штат использовался в 5, 7, 11 и 15 дивизиях, и что там вместо полкового каввзвода был кавэскадрон (причем по версии D.H.M. в 7 дивизии вообще не должно было быть в полках кавподразделений!). Но, хотя это и вероятное, но лишь предположение. Как бы там ни было, глидерунги D.H.M. как минимум не отражают истинную укомплектованность ручными пулеметами.

Согласно глидерунгам D.H.M. в составе кавалерийских дивизий должно быть:
- в кавалерийских полках по 1 пулемету в саперных взводах (итого 3);
- в 1 дивизии по 27 пулеметов в дивизионах 1 и 2 полков и по 36 пулеметов в дивизионах 12 полка (итого 180);
- в 7 дивизии по 24 пулемета в 9 линейных эскадронах (итого 216);
- 3 пулемета в конно-артиллерийском полку;
- 4 пулемета в эскадроне ПТО;
- 3 пулемета в саперном эскадроне;
- 12 пулеметов в 45 механизированном эскадроне и 28 пулеметов в 41 механизированном эскадроне.
Итого 221 в 1 дивизии и 241 в 7 дивизии. Фактическое наличие 210 в 1 дивизии и 242 в 7 дивизии, т.е. невязка вполне допустимая за счет некомплекта.

Фото (c) www.worldwar2.ro

Станковые пулеметы

Согласно глидерунгам D.H.M., в составе пехотной дивизии должны быть:
- 2 станковых пулемета в комендантской роте;
- по 16 станковых пулеметов в тяжелых ротах пехотных батальонов (всего 96);
- 12 станковых пулеметов в тяжелой роте легкопехотного батальона (или по 4 в пехотных ротах) и 2-3 станковых пулемета в кавэскадроне (итого 14-15).
Итого 112-113 станковых пулеметов. Фактическое наличие на 1.11.42 по данным D.H.M. дает следующие превышения:
- 191 в 5 дивизии;
- 136 в 7 дивизии.
При этом в 9, 11, 13, 14 и 15 дивизиях пулеметов ровно 112, т.е. глидерунги D.H.M., скорее всего, абсолютно точны.  Объяснения сверхштатным пулеметам в 5 и 7 дивизиях у меня нет, возможно это опечатка.

В кавалерийской дивизии согласно глидерунгу должно быть:
- 2 пулемета в комендантском эскадроне;
- в 1 дивизии - по 8 пулеметов в каждом полку плюс 8 пулеметов в 12-м полку в дивизионных пулеметных взводах (итого 32);
- в 7 дивизии - по 28 пулеметов в 5 и гвардейском полках (скорее всего, по 12 из них - зенитные 13.2мм) и 16 пулеметов в 11 полку (итого 72);
- 8 пулеметов в конно-артиллерийском полку (скорее всего, зенитных 13.2мм, но в данном случае это не существенно);
- 2 пулемета в механизированном отряде.
Итого 44 пулемета в 1 дивизии и 84 пулемета в 7 дивизии.
Численность на 1.11.42 дает нам 47 пулеметов для 1 дивизии и 44 для 7-й, т.е. очень большая нестыковка по 7 дивизии. Однако эта же численность на 1.11.42 дает для 7 дивизии очень большое количество орудий ПТО и ПВО - 49 штук. Проверим, не могла ли часть станковых пулеметов (вероятно, 13.2мм) быть записана как орудия ПВО? Для этого просуммируем штатное количество станковых пулеметов, орудий ПВО и ПТО:
- 84 пулемета (см.выше);
- по 6 орудий ПТО в каждом полку, 8 орудий ПТО в эскадроне ПТО и 2 в разведотряде (итого 34);
- 6 37мм орудий ПВО в 11 полку, 6 25мм орудий в эскадроне ПВО (итого 12).
Итого по штату 130 станковых пулеметов, орудий ПВО и ПТО. Однако суммарное наличие станковых пулеметов, орудий ПВО и ПТО на 1.11.42 - 93. Т.е. глидерунг 7 кавалерийской дивизии в любом случае показывает станковых пулеметов значительно больше (несколько десятков), чем их было в наличии. Вероятно, этот огромный некомплект просто не нашел отражения на схеме.

Фото (c) www.worldwar2.ro

Орудия ПТО и ПВО

Наиболее существенные разногласия возникают в этом вопросе.

5 дивизия:
- согласно глидерунгу по 15 37мм в артбатареях полков, 12 47мм в батарее ПТО, 5 37мм в легкопехотном батальоне и 6 75мм в батарее ПТО (итого 50 37мм, 12 47мм и 6 75мм), а также 14 орудий ПВО (8 в артдивизионах и 6 в батарее ПВО);
- фактическое наличие на 1.11.42 - 62 ПТО и 14 ПВО примерно соответствует этому числу (но без учета 6 75мм ПТО);
- фактическое наличие на 11.11.42 - 62 средних ПТО и 6 тяжелых ПТО.
Можно предположить, что все 37мм, указанные в глидерунге, были средними 47мм ПТО. Это соответствует информации из Third Axis, Fourth Ally о приоритетном комплектовании 47мм ПТО 5, 6 и 13 дивизий.
Окончательно для 5 дивизии можно указать следующее распределение:
- по 15 47мм ПТО в артбатареях полков;
- 12 47мм ПТО в батарее ПТО;
- 5 47мм ПТО в легкопехотном батальоне;
- 6 75мм ПТО в батарее ПТО;
- 8 25мм ПВО в артполку и 6 25мм ПВО в зенитной батарее.
Итого 62 47мм ПТО, 6 75мм ПТО, 14 25мм ПВО.

6 дивизия:
- по 15 47мм в артбатареях полков, 12 47мм в батарее ПТО, 3 37мм в легкопехотном батальоне (итого 3 37мм и 57 47мм), а также 14 ПВО;
- фактическое наличие на 1.11.42 - 77 ПТО и 14 ПВО;
- фактическое наличие на 11.11.42 - 63 средних ПТО и 6 тяжелых ПТО.
Окончательно для 6 дивизии можно указать следующее распределение:

- по 15 47мм ПТО в артбатареях полков;
- 12 47мм ПТО в батарее ПТО;
- 3 47мм ПТО в легкопехотном батальоне;
- 6 75мм ПТО в батарее ПТО;
- 8 25мм ПВО в артполку и 6 25мм ПВО в зенитной батарее.
Итого 60 47мм ПТО, 6 75мм ПТО, 14 25мм ПВО. Это, однако не объясняет огромный сверхкомплект (17 орудий ПТО) по данным на 1.11.42.

Сравним эти цифры с количеством орудий ПТО в V корпусе (т.е. суммарно 5 и 6 дивизиях) на 19.11.42 из Armata Regală Română:
- по глидерунгам суммарно 125 47мм ПТО и 12 75мм ПТО;
- по данным на 19.11.42 суммарно 19 37мм ПТО, 108 47мм ПТО и 12 75мм ПТО.
Т.е. налицо явные противоречия. Во-первых, по данным на 19.11.42 в дивизиях было меньше 47мм ПТО, чем получилось у нас по данным на 11.11.42. При этом количество 37мм ПТО в корпусе примерно соответствует сверхкомплекту ПТО в 6 дивизии на 1.11.42. Возможно после перевооружении дивизий с 37мм на 47мм в них оставался некоторый сверхкомплект 37мм орудий, в частности в 6 дивизии.
Вывод:
- распределения по глидерунгам для 6 дивизии близки к истине, для 5 дивизии неправильны (полковые батареи, скорее всего, были на 47мм орудиях)
- скорее всего, имелся сверхкомплект 15-20 37мм орудий (вероятней всего, в 6 дивизии).

7 дивизия:
- согласно глидерунгу по 12 37мм и 4 47мм в полковых батареях, 12 47мм и 6 75мм в батарее ПТО и 3 37мм в легкопехотном батальоне (итого 39 37мм, 24 47мм и 6 75мм ПТО), а также 6 25мм ПВО, итого 75 ПВО и ПТО;
- фактическое наличие на 1.11.42 суммарно 79 ПВО и ПТО (расхождение 4 орудия, что не так плохо);
- фактическое наличие на 11.11.42 - 24 47мм и 6 75мм ПТО, идеальное совпадение.

11 дивизия:
- согласно глидерунгу по 12 37мм и 4 47мм в полковых батареях, 12 47мм и 6 75мм в батарее ПТО и 2 47мм в легкопехотном батальоне (итого 36 37мм, 26 47мм и 6 75мм ПТО), а также 6 25мм ПВО, итого 74 ПВО и ПТО;
- фактическое наличие на 1.11.42 суммарно 74 ПВО и ПТО, т.е. идеальное совпадение;
- фактическое наличие на 11.11.42 - 6 75мм ПТО, средние ПТО в графе отсутствуют (либо не указаны, либо подразумевается что все ПТО в дивизии - 37мм);

Сравним эти цифры с количеством орудий ПТО в I корпусе (т.е. суммарно 7 и 11 дивизиях) на 19.11.42 из Armata Regală Română:
- по глидерунгам суммарно 75 37мм ПТО, 50 47мм ПТО и 12 75мм ПТО;
- по данным на 19.11.42 суммарно 80 37мм ПТО, 48 47мм ПТО и 12 75мм ПТО.
Расхождения не так велики.
Вывод:
- распределения по глидерунгам очень близки к данным на 19.11.42.

9 дивизия
- согласно глидерунгу по 12 37мм и 4 47мм в полковых батареях, 12 47мм и 6 75мм в батарее ПТО и 2 37мм в легкопехотном батальоне (итого 38 37мм, 24 47мм и 6 75мм ПТО), а также 6+8 25мм ПВО, итого 68 ПТО и 14 ПВО;
- фактическое наличие на 1.11.42 48 ПТО и 13 ПВО;
- фактическое наличие на 11.11.42 - 6 75мм ПТО, средние ПТО в графе отсутствуют (либо не указаны, либо подразумевается что все ПТО в дивизии - 37мм).
Вероятнее всего, в дивизии действительно были лишь 37мм ПТО. Если мы предположим, что 47мм ПТО в полковых батареях не было (указаны в глидерунге по ошибке), а в батарее ПТО были вместо 47мм - 37мм орудия, это дает нам 36 полковых и 12 37мм ПТО в батарее ПТО, всего 48 (как в итоговой численности на 1.11.42). Соответственно, эта дивизия была самой слабой в противотанковом отношении.

14 дивизия
- согласно глидерунгу по 12 37мм и 4 47мм в полковых батареях, 12 47мм и 6 75мм в батарее ПТО, 3 37мм и 2 47мм в легкопехотном батальоне (итого 39 37мм, 26 47мм и 6 75мм ПТО), а также 6+8 25мм ПВО, итого 71 ПТО и 14 ПВО;
- фактическое наличие на 1.11.42 82 ПТО и 6 ПВО;
- фактическое наличие на 11.11.42 24 средних ПТО и 6 75мм ПТО.
Если данные по глидерунгу и на 11.11.42 примерно соответствуют (24-26 47мм), то с данными на 1.11.42 существенная невязка (больше 10 орудий сверхкомплект).

Сравним эти цифры с количеством орудий ПТО в II корпусе (т.е. суммарно 9 и 14 дивизиях) на 19.11.42 из Armata Regală Română:
- по глидерунгам суммарно 76 37мм ПТО, 50 47мм ПТО и 12 75мм ПТО;
- по данным на 19.11.42 суммарно 80 37мм ПТО, 48 47мм ПТО и 12 75мм ПТО.
Расхождения невелики.
Вывод:
- распределения по глидерунгам очень близки к данным на 19.11.42, однако существенно отличаются от данных на 1.11.42.

13 дивизия
- согласно глидерунгу по 11 37мм и 4 47мм в полковых батареях, 12 47мм в батарее ПТО и 6 37мм в легкопехотном батальоне (итого 39 37мм, 24 47мм ПТО), а также 6+8 25мм ПВО, итого 63 ПТО и 14 ПВО;
- фактическое наличие на 1.11.42 62 ПТО и 14 ПВО;
- фактическое наличие на 11.11.42 - 48 средних ПТО и 6 75мм ПТО.
Почти идеальное совпадение глидерунга с наличием на 1.11.42, но существенная невязка с наличием средних ПТО на 11.11.42. Таким образом, общая численность орудий в 13 дивизии в глидерунге указана правильно, но, вероятно, процент 47мм орудий реально был выше, чем указано. Это соответствовало бы и информации из Third Axis, Fourth Ally о приоритетном комплектовании 47мм ПТО 5, 6 и 13 дивизий. Скорее всего часть 37мм орудий в полковых батареях на самом деле были 47мм орудиями (суммарно в дивизии 48 орудий)

1 кавалерийская дивизия:
- согласно глидерунгу по 4 45мм ПТО в кавполках и 8 47мм ПТО в эскадроне ПТО, итого 20 45-47мм ПТО, а также 6 ПВО;
- фактическое наличие на 1.11.42 22 ПТО и 6 ПВО;
- фактическое наличие на 11.11.42 - 6 75мм ПТО, средние ПТО в графе отсутствуют (либо не указаны, либо подразумевается что все ПТО в дивизии - 37мм).
По этим данным, к 11.11.42 дивизия тоже получила  батарею 6 75мм орудий. Имеется также некоторое расхождение (2 орудия) между численностью по глидерунгам и фактической на 1.11.42.

Сравним эти цифры с количеством орудий ПТО в IV корпусе (т.е. суммарно 13, 15 пехотных и 1 кавалерийской дивизиях) на 19.11.42 из Armata Regală Română:
- по глидерунгам суммарно 39 37мм ПТО, 44 45-47мм ПТО и 12 75мм ПТО;
- по данным на 19.11.42 суммарно 29 37мм ПТО, 85 47мм ПТО и 6 75мм ПТО.
Вывод:
- большее количество 47мм на 19.11.42 подтверждает наше предположение о значительно бОльшем количестве 47мм в 13 дивизии, чем указано в глидерунге;
- даже 48 47мм ПТО (в 13 дивизии) с 20-22 45-47мм ПТО (в 1 кавалерийской дивизии) не дают 85 47мм орудий на 19.11.42. Эту невязку мы объяснить не можем.
- по данным на 19.11.42 в кавалерийской дивизии не было 75мм ПТО.


15 дивизия:
- согласно глидерунгу по 12 37мм и 4 47мм в полковых батареях, 12 47мм и 6 75мм в батарее ПТО и 5 37мм в легкопехотном батальоне (итого 41 37мм, 24 47мм и 6 75мм ПТО), а также 6 25мм ПВО, итого 77 ПТО и ПВО;
- фактическое наличие на 1.11.42 68 ПТО и ПВО;
- фактическое наличие на 11.11.42 - 6 75мм ПТО, средние ПТО в графе отсутствуют (либо не указаны, либо подразумевается что все ПТО в дивизии - 37мм).
- фактическое наличие на 19.11.42 - 25 37мм, 12 47мм и 6 75мм.
Невязка данных по глидерунгу около 10 орудий с данными на 1.11.42 и около 30 орудий с данными на 19.11.42. Скорее всего, фактическая укомплектованность была значительно меньше, чем указано в глидерунге.

7 кавалерийская дивизия
- согласно глидерунгу по 6 37мм ПТО в двух кавполках, 6 47мм ПТО в третьем полку, 6 47мм ПТО в эскадроне ПТО и 2 37мм ПТО в мехэскадроне, итого 18 37мм ПТО, 12 47мм ПТО, а также 6 25мм и 6 37мм ПВО, итого 42 ПТО и ПВО
- фактическое наличие на 1.11.42 49 ПТО и ПВО;
- фактическое наличие на 11.11.42 - 6 75мм ПТО, средние ПТО в графе отсутствуют (либо не указаны, либо подразумевается что все ПТО в дивизии - 37мм).
- фактическое наличие на 19.11.42 - 1 37мм и 30 47мм.
Таким образом, данные по глидерунгу примерно соответствуют данным на 19.11.42, однако меньше численности на 1.11.42. Также, по данным на 19.11.42 в кавалерийской дивизии не было 75мм ПТО (а по данным на 11.11.42 - были).

Наконец, в отдельную проблему я бы вынес ПВО в корпусных частях. Если мы посмотрим на БЧС, приведенный в части 2, то в каждом корпусе у нас в наличии 10-20 ПВО, место которых по глидерунгам абсолютно не понятно (в тяжелом артполку было лишь 4 25мм орудия). Вероятно, были какие-то корпусные батареи или какие-то подразделения ПВО в составе других корпусных частей, о которых мы не знаем.

Фото (c) www.worldwar2.ro

Выводы

Итак, мы рассмотрели структуру и БЧС Armata 3 по данным D.H.M и их соответствие другим источникам, показали количественные невязки, а также ряд внутренних противоречий. Использование совокупно всех доступных источников позволяет в ряде случаев предложить непротиворечивые объяснения этим нестыковкам, однако эти объяснения не могут заменить собой недостающие данные. Следует признать, к сожалению, что все существующие на сегодняшний день источники содержат какие-то ошибки или недоучеты. Предложить единую версию, удовлетворяющую всем источникам, не представляется возможным, расхождения между источниками значительны. Возможно в будущем обнаружатся другие документы, позволяющие уточнить и дополнить эти рассуждения.

Фото (c) www.worldwar2.ro



Источники и литература

1) Bundesarchiv-Militärarchiv, RH31-1-72. Anlagen zu D.H.M. Ia/Id Nr.1551/42 g.Kdos
2)
Third Axis Fourth Ally: Romanian Armed Forces in the European War, 1941-1945. Mark Axworthy, Cornel Scafes, Cristian Craciunoiu. Arms & Armour; First Edition (May 1995)
3) Armata Regală Română (с) Grecu Dan-Simion
4) Romanian Armed Forces in the Second World War (c) Dragos Pusca & Victor Nitu

Автор разбора надеется, что приведенная информация поможет читателям в их работе. При использовании прошу ценить мое время и труд и указывать ссылку на эту страницу.