ioncore (ioncore) wrote,
ioncore
ioncore

Categories:

152-й отдельный танковый батальон ОСТ в 1940 - 1941 гг.

Окончание истории 152-го отб в 1938 - 1941, см. начало и продолжение.

В этой части мы поговорим о том, что происходило с батальоном в начале 1941 г., немного позадаемся вопросами (насчет сверхкомплекта танков в 41-й тд 22-го мк, насчет того, кто же командовал батальоном в бою на "Поле смерти" и т.п.) и, наконец, посмотрим в лицо комначсоставу батальона.


152-й отдельный танковый батальон в 1940 - 1941г.

В 1940 г. 152-й отб по-прежнему размещался в г.Ровно.
Командиром батальона с 10 марта 1940 г. приказом округа №0737 был назначен его бывший начальник штаба, капитан (с 9 сентября - майор) Евстратий Васильевич Белов.

В феврале 1940 г. 152-й отб перешел на штат мирного времени №10/992, а летом 1940 г. (с 10 июня по 28 августа) бригада принимала участие в оккупации Бессарабии.

В августе-сентябре в бригаде был сформирован новый огнеметный танковый батальон, который получил номер 217 - тот самый номер, что ранее носил батальон телетанков в Ярославле (и который был тогда же осенью 1940 г. переформирован в 51-й отдельный танковый батальон с сохранением штата).
Таким образом, в 36-й лтбр в итоге оказались сведены вместе оба номера, присвоенные в 1938 г. танковым батальонам ОСТ (хотя телетанковым остался лишь один из них).

А теперь давайте разбираться, что происходило с 152-м отб в последние месяцы перед германским нападением.

Сразу отметим, что встречающаяся кое-где информация (восходящая корнями, по-видимому, к книге М.Коломийца "Т-26: Тяжелая судьба легкого танка"  М.: "Яуза", 2007) о том, что 36-я тбр и с ней 152-й отб еще в 1940 г. вошли в состав 4-го мехкорпуса - абсолютно неверна.
Конечно же, бригада вовсе не была обращена на формирование корпуса и спокойно существовала до начала 1941 г.

Далее, информация о том, что бригада в 1940 г. была переведена из г.Ровно в г.Дубно - неточна.
В конце 1940 г. для освобождения казарменного фонда в Ровно под размещение формирующейся 19-й тд действительно предполагалось перевести бригаду в г.Дубно (об этом писал еще Е.Дриг), и в декабре успели это даже внести в схему развертывания округа.
Однако, в итоге бригада осталась в Ровно, а передислокация была отменена, уже в январе директивой ГШ №орг/1/520383 в схеме развертывания округа пункт дислокации бригады был изменен обратно на г.Ровно.
В г.Ровно она и дислоцировалась 20 февраля 1941 г., когда Генеральным штабом КА была отдана директива №орг/1/521114 о формировании новых механизированных корпусов, согласно которой бригада обращалась на формирование 41-й танковой дивизии.

Первоначально для 152-го отб не делалось никаких исключений: по плану комплектования округа бригаду планировалось обратить на формирование 41-й тд целиком (за исключением управления бригады, которое обращалось на комплектование управления 22-го мк); это подтверждается и сведениями о планируемых изменениях  в штатной численности войск округа, подготовленных к 26 февраля 1941 г.
Директива ГШ №орг/1/521552 от 10 марта 1941 г., вводившая в действие новую схему развертывания округа, казалось, забила в гроб последний гвоздь: все танковые бригады расформировывались, и уж тем более она не предусматривала к содержанию в составе войск округа никаких отдельных танковых батальонов.
Окончательным сроком расформирования бригады, согласно плану контроля штаба округа, определялось 15 марта 1941 г.

Однако затем что-то произошло. Мне пока не встретились документы, отвечавших бы однозначно на вопрос, в недрах какой именно инстанции - ГАБТУ, ГШ или даже в самом округе - спохватились, что часть с таким уникальным опытом просто расформировывается, а ее оставшаяся техника окажется раздергана на комплектование "обычных" огнеметных батальонов танковых полков.
Но, так или иначе, жернова бюрократической машины Красной Армии вдруг остановились и провернулись обратно; 152-й отб, канувший уже было в небытие, неожиданно оказался спасен.

8 марта 1941 г., параллельно с подготовкой новой схемы развертывания, согласно которой бригада - и батальон вместе с ней - расформировывались, отдается директива ГШ №орг/4/521562, которой батальон не расформировывается, а оставляется отдельным в составе войск округа с дислокацией в г.Ровно (на этом примере хорошо видно, как параллельно, но не в унисон иногда работали различные управления и отделы Генштаба).
В исполнение этой директивы штаб округа 17 марта 1941 г. отдает отменяющий расформирование приказ №ом/1/001362, в котором уже чьей-то рукой (предположительно помощника начальника 1-го отделения ОМО КОВО капитана И.А.Олефиренко) вписано "... и подчинен командиру 22-го корпуса".

Месяц спустя, 22 апреля 1941 г. (самое раннее известное мне упоминание) в документах 152-й отб уже числится в составе округа отдельной частью; и, наконец, окончательно "восстановила в правах" батальон директива ГШ №орг/1/520891 от 5 мая 1941 г., которая вносила его в качестве отдельного и в схему развертывания округа.
Именно в таком формальном качестве - отдельного батальона, находящегося в подчинении командира 22-го мк - батальон и встретил войну.

Заметим, что в ряде документов (например, сразу в нескольких УПК комначсостава батальона) батальон указан как входящий в состав 19-й тд.
Поскольку они дислоцировались в одном гарнизоне г.Ровно, то, скорее всего, командование корпуса еще в мирное время подчиняло батальон командиру 19-й тд, и неудивительно поэтому, что, с началом боевых действий, 22-24 июня батальон, продолжая подчиняться комдиву-19, выдвигался к Войнице и действовал в подчинении у дивизии и совместно с ней.
Однако, разумеется, при этом он не входил в её состав, это совершенно разные виды организационных отношений.

Далее, о танках.
К сожалению, на сегодня мне неизвестен ни один источник, позволяющий сделать какие-либо выводы о фактическом количестве телетанков (да и вообще каких-либо танков) в 152-м отб к июню 1941 г. (если не считать, конечно, грубых оценок, которые можно сделать по количеству погибших мехводов и командиров танков в бою под Войницей).
Ни в одной из известных мне сводок о боевом и численном составе войск округа за апрель и май 1941 г. 152-й отб как отдельная часть не упоминается, не учитывается он по ним и в графе корпусных частей 22-го мк.
В последних известных мне данных об укомплектованности 36-й лтбр (донесения о боевом и численном составе на 1 января 1941 г.) в ней числится 296 танков Т-26 и 13 ХТ-26, однако невозможно сказать, осталось ли к тому времени ли в бригаде лишь тринадцать ТТ-26, или же телетанки (ТТ и ТУ) числились по графе Т-26, а указанные 13 химтанков принадлежали 217-му огнеметному батальону бригады.

Обращает на себя следующий любопытный факт.
В составе 38-й и 36-й лтбр, обращенных на формирование 41-й тд, суммарно на 1 января было 14 химических танков, однако сама 41-я тд в своей отчетности за апрель-май 1941 г. показала 41 химтанк - т.е. на 27 машин больше.
Маловероятно, чтобы дивизия была доукомплектована химтанками за счет ресурсов округа, т.к. их остро и хронически не хватало даже для "первоочередных" танковых дивизий (8-я, 10-я).

Эту ситуацию объяснила бы версия, что по округу 152-й отб в апреле-мае мог учитываться совокупно с 41-й тд, соответственно графу "41-я тд" в донесениях о БЧС следует читать как "41-я тд и 152-й отб".
Тем более, что 27 - это штатное количество ТТ-26 (которые можно считать и химтанками) в полностью укомплектованном батальоне штата №10/992.
Такая версия в какой-то степени объясняет и огромный сверхкомплект танков Т-26 в 41-й тд, а также то, почему этот сверхкомплект из нее не передавали в другие нуждающиеся части, т.к. в этом случае значительная часть этих танков была бы уже не "излишками" 41-й тд, а танками телемеханических групп 152-го отб, которые передавать никому смысла не было, да и по факту они уже не имели никакого отношения к 41-й тд.

Таким образом, если эта версия верна, то в 152-м отб к маю 1941 г. имелось как минимум 27 танков ТТ-26, а, следовательно, скорее всего, и такое же количество ТУ-26.
Однако для этой версии необходимо также допущение, что на 1 января телетанки в 36-й тбр учитывались как обычные Т-26, а в отчетности апреля-мая вдруг стали учитываться как химтанки.
Так что, в любом случае, на данный момент это лишь одна из версий, не имеющая никаких документальных оснований.

Наконец, что касается действий батальона с началом войны, то эта печальная история хорошо известна: "Поле смерти" под Войницей на немировском форуме начали разбирать десять лет назад и продолжают до сих пор, со множеством немецких фотографий, с цитированием советских и немецких документов, воспоминаний, наградных и т.п.
Я не собираюсь влезать не в свою тему и перепевать старую песню по-новому, поэтому порекомендую всем, кому интересны эти вопросы, начать с изучения вот этой ветки.

Касательно Войницы единственный вопрос, который мне было бы очень интересно задать - кто все-таки конкретно командовал батальоном именно утром 22 июня и на "Поле смерти" - Чесноков или Белов?

С одной стороны, июльский наградной на Добродушнова в начале июля подписал в качестве командира батальона Чесноков.
Но, с другой стороны, даты на наградном нет, а, например, донесение батальона от 2 июля подписано Беловым и на нем есть резолюция: "Потребовать к 10:00 7.07 письменное объяснение, где и когда т.Белов потерял все танки своего батальона", так что Чесноков вполне мог вридствовать позже, а 22.06-2.07 командовать батальоном мог именно Белов.

Зайдем теперь по-другому.
С одной стороны, в своей статье в книге "Память огненных лет" п/п-к запаса И.Мазуркин называет командиром батальона именно Чеснокова.
Но, опять же, с другой стороны, корреспондент армейской газеты Мазуркин мог добраться до батальона уже в июле, когда там как раз уже вовсю вридствовал Чесноков (если, конечно, он вридствовал после Белова).
Наконец, с третьей стороны, майору Белову не повезло в 1942 г. стать начштаба 48-й танковой бригады, вместе с которой угодить в харьковском котле в плен и затем по результатам спецпроверки в 1945 г. быть лишенным офицерского звания (в 1946 г. восстановлен и уволен в запас); в 1975 г. т-щу Мазуркину, вероятно, было бы проще и спокойней вывести сидящим на траве, усеянной нежно-голубыми незабудками, геройского гвардии полковника и командира самоходного полка, освобождавшего Прагу, чем просидевшего всю войну в концлагере Белова.

Так что мне лично кажется, что однозначного ответа на вопрос о личности командира батальона 22-24 июня пока что нет.

Но, так или иначе, к 6 июля, согласно рапорту Белова, в батальоне осталось лишь 4 исправных танка, которые были под командованием л-та Шатунова переданы в распоряжение 19-й тд, а оставшиеся неисправные (в неизвестном количестве) танки должны были быть сданы в 19-й орвб.
В течение июля, насколько можно судить из донесения о потерях, отдельные танки и экипажи батальона эпизодически еще принимали участие в боях, но какой-то серьезной силы он из себя уже, конечно, не представлял.

На 1 сентября батальон еще упоминается в донесении о боевом составе 5-й армии - в нем имелось 82 человека, 11 грузовых и 12 специальных автомашин, 43 винтовки и 2 пулемета. Танков батальон не имел.
5 сентября 1941 г. приказом ЮЗФ командиром 152-го отб был назначен пом.ком.б-на по строевой части к-н Курганский.



25 сентября батальон исключается из состава Действующей армии (предположительно, по причине включения его в состав войск ОрВО) и в последний раз он упоминается 21-22 октября как дислоцирующийся в г.Острогожск.
После этого следы батальона окончательно теряются; предположительно тогда же - осенью или зимой 1941/42 гг - он и был расформирован.

В заключение остановимся подробнее на комначсоставе батальона.


Комначсостав 152-го отдельного танкового батальона в июне 1941 г.

Одним из последних (возможно даже, самым последним) из сохранившихся предвоенных документов по кадрам 152-го отб является составленный за полгода до начала войны штатно-должностной список батальона, благодаря которому мне удалось установить личности и должности практически всех его командиров и начсостава.

К сожалению, в отпечатанный на машинке ШДС было внесено затем много исправлений и пометок от руки, и, по-видимому, в декабре многие люди в батальоне занимали по факту не те должности, на которых числились.
Так же, по-видимому, отличались от штатных и должности, фактически занимаемые в реалиях 22-24 июня 1941 г., что хорошо видно по донесению о потерях батальона за 22.06 - 1.08.1941 г. (на ОБД).

Поэтому я составил перекрестную таблицу, где, взяв за основу декабрьский ШДС, и сверяя его с данными УПК, донесением о потерях и информацией с ПМ/ОБД, попытался проследить судьбу каждого человека.
В этой сводной таблице (приведена в конце поста) по каждому человеку:

  • обычным шрифтом дана должность на декабрь 1940 г.;

  • курсивом даны мои комментарии по данным ОБД / ПМ или вписаны люди, которые занимали командные должности по данным донесения о потерях;

  • жирным подчеркнутым крестом выделены погибшие 24 июня на "Поле смерти" под Войницей;

  • жирным крестом выделены погибшие и пропавшие без вести в период 22.06 - 1.08.1941 г. в составе 152-го отб;

  • нежирным крестом выделены погибшие и пропавшие без вести вне 152-го отб;

  • вычеркнуты те, о ком достоверно известно, что к 22 июня они были переведены из 152-го отб в другие части.


Что бы я еще отметил, анализируя этот список:

  • Хорошо видны некоторые кадровые перестановки, что произошли за полгода. Так, с уходом Дроздова на повышение в 133-й тп, на должности командира 1-й роты, похоже, вридствовал адъютант батальона Крашенинников.

  • Обращает на себя внимание, что в 3-й танковой роте (Добродушнова) все командиры подразделений полегли под Войницей, в то время, как из 1-й (учебной) и 2-й там погибли только трое: Крашенинников, Рейзин и Коган. Да, на "Поле смерти" были и пострадали все три роты, но основной удар явно приняла на себя именно 3-я. При этом, например, командование и штаб батальона под Войницей не понесли вообще никаких потерь (не считая принявшего командование ротой бывшего адъютанта батальона Крашенинникова), да и вообще большинство пережило войну. А вот в парковой роте уцелел один ком.роты Шешунов, все остальные погибли в войну - как комвзводы, так и сменившие их сержанты-вриды.

  • Многие из комначсостава бывшего 152-го отб в 1942-1943 гг. воевали затем в 236-й танковой бригаде, например, бывший начсвязи батальона Силич, ставший начсвязи бригады, бывшие комвзвода Бережнов, Шатунов и Капустин, ставшие в бригаде комвзводом, комроты и комбатом соответственно, и др. Не исключено, что по расформировании батальона его кадры отправились в Горьковский АБТЦ, при котором формировалась затем в 1942 г. 236-я тбр, или, возможно, это как-то связано с Ульяновским училищем особой техники, до войны готовившим телетанковые кадры. В общем, этот интересный момент еще ждет своего исследователя.

В заключение позволю себе немного поиронизировать в адрес фотографий от ЭЛАР (с Памяти Народа).
Часть фотографий ниже я, разумеется, брал с ПН, но по некоторым людям имелись и собственные фотобиографические материалы в коллекции.
Конечно, иногда это совсем другие фото, нежели на ПН (например, у Чеснокова), но иногда - аналогичные фото, или с УПК, или с того же негатива. Так вот, давайте, сравним, например, Чалахова:

Чалахов Михаил Григорьевич.png Чалахов Михаил Григорьевичjpg.png

Видите разницу? Ну, допустим, сепия это стилизационный пост-фильтр, чтобы все фото с ПН выглядели плюс-минус одинаково, но откуда столько черноты и мути?
Что это, плохо настроенная стилизация или скрытый ватермарк? (открытые ватермарки - логотип поверх фото - у них на ПН тоже периодически включаются и отключаются).
Впрочем, это так, к слову пришлось.

Наконец, перейдем собственно к списку.

Командование и штаб батальона

Белов Евстратий Васильевич.png Курганский Михаил Александрович.png Горбачев Василий Фомич.png
Куликов Андрей Васильевич.png Чесноков Сергей Денисович.png
Терехин Михаил Тихонович.png Силич Александр Васильевич.png Егоров Захар Викторович.png
Кашурников Михаил Николаевич.png Ефименко Тимофей Ионикеевич.png Дронов Андрей Петрович.png
Лукьянов Георгий Георгиевич.png Харченков Григорий Афанасьевич.png
Первый ряд: Белов, Курганский, Горбачев
Второй ряд:
Куликов, Чесноков, Крашенинников
Третий ряд:
Терехин, Силич, Егоров
Четвертый ряд:
Кашурников, Ефименко, Дронов,
Пятый ряд: Лукьянов, Харченков

  • командир б-на к-н Белов Евстратий Васильевич (на 06.1941 в батальоне, пленен в 1942 г., пережил войну)

  • пом.ком.б-на по стр.части к-н Курганский Михаил Александрович (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • пом.ком.б-на по тех.части к-н Горбачев Василий Фомич (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • пом.ком.б-на по хоз.части к-н Куликов Андрей Васильевич (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • адъютант старший к-н Чесноков Сергей Денисович (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • (+) адъютант ст.л-т Крашенинников Алексей Степанович (на 06.1941 г. командовал ротой, погиб 24.06.1941 г. под Войницей)

  • адъютант л-т Терехин Михаил Тихонович (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • нач.связи, он же ком.взвода управления л-т Силич Александр Васильевич (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • (+) нач.хим.сл. л-т Егоров Захар Викторович (на 06.1941 в батальоне, погиб в 1943 г.)

  • инж.-телемеханик к-н Кашурников Михаил Николаевич (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • (+) зав.делопроизводством техн.-инт. 2р Ефименко Тимофей Ионикеевич (на 06.1941 в батальоне, судьба неизвестна, предположительно пропал без вести в 1941 г.)

  • нач.боепитания в/техн. 1р Дронов Андрей Петрович (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • нач.прод.снаб. л-т Лукьянов Георгий Георгиевич (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

  • нач.фин.части техн.-инт. 1р. Харченков Григорий Афанасьевич (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)


Учебная рота (1-я)

Шатунов Алексей Дмитриевич.png Лось Петр Федорович.png Рейзин Израиль Петрович.png
Шатунов, Лось, Рейзин

  • (+) ком.роты ст.л-т Дроздов Петр Федорович (на 06.1941 г. занимал должность ст.адъютанта батальона 133-го тп 215-й мд, погиб 24.06.1941 г.)

  • (+) пом.ком.роты по спец.части ст.л-т Зотов Михаил Иванович (на 07.1941 г. в батальоне, врид ком.роты, погиб в июле 1941 г.)

  • (+) ком.взвода л-т Шатунов Алексей Дмитриевич (на 06.1941, вероятно, в батальоне, погиб в 1943 г.)

  • (+) ком.взвода мл.л-т Лось Петр Федорович (на 06.1941 в батальоне, пропал без вести в 1942 г.)

  • (+) р/техн.мл. л-т Рейзин Израиль Петрович (на 06.1941 г. в батальоне, ком.взвода, погиб 24.06.1941 г. под Войницей)



Танковая рота (2-я)

Чалахов Михаил Григорьевич.png
Капустин Алексей Сергеевич.png Киракосьян Армавир Аветисович.png
Первый ряд: Чалахов, Крат
Второй ряд: Капустин, Киракосьян


  • ком.роты ст.л-т Чалахов Михаил Григорьевич (на 06.1941 г. в батальоне, пережил войну)

  • (+) р/техн.мл. л-т Крат Алексей Ефимович (на 06.1941 г. в батальоне, погиб в июле 1941 г.)

  • ком.взвода л-т Капустин Алексей Сергеевич (на 06.1941, вероятно, в батальоне, судьба неизвестна)

  • (+) ком.взвода л-т Коган Павел Анисимович (на 06.1941 г. в батальоне, погиб 24.06.1941 г. под Войницей)

  • ком.взвода л-т Киракосьян Армавир Аветисович (на 06.1941 г. в батальоне, пережил войну)



Танковая рота (3-я)

Мартынюк Никита Аверкович.png Найман Григорий Львович.png Морозов Александр Григорьевич.png
Мартынюк, Найман, Морозов

  • (+) ком.роты ст.л-т Добродушнов Николай Петрович (на 06.1941 г. в батальоне, погиб 24.06.1941 г. под Войницей)

  • (+) пом.ком.роты по спец.части л-т Шикунов Алексей Семенович (на 06.1941 г. в батальоне, ком.взвода, погиб в июле 1941 г.)

  • (+) ком.взвода л-т Мартынюк Никита Аверкович (на 06.1941 г. в батальоне, погиб 24.06.1941 г. под Войницей)

  • (+) ком.взвода л-т Найман Григорий Львович (на 06.1941 г. в батальоне, погиб 24.06.1941 г. под Войницей)

  • (+) ком.взвода л-т Морозов Александр Григорьевич (на 06.1941 г. в батальоне, погиб 24.06.1941 г. под Войницей)



Парковая рота

Шешунов Иван Петрович.png Бережнов Лукьян Васильевич.png
Курдин Аркадий Павлович.png Меркушев Герасим Миронович.png
Первый ряд: Шешунов, Бережнов
Второй ряд: Курдин, Меркушев


  • ком.роты в/техн. 1р Шешунов Иван Петрович (на 06.1941 г., вероятно, в батальоне, пережил войну)

  • (+) ком.рем.взвода мл.в/техн. Бережнов Лукьян Васильевич (на 06.1941 г. неизвестно, возможно, находился не в батальоне, погиб в 1943 г.)

  • (+) ком.рем.взвода ст.с-т Алакин Иван Кириллович (на 06.1941 г. командир взвода, погиб 24.06.1941 г. под Войницей)

  • (+) ком.взвода техн.снаб. л-т Курдин Аркадий Павлович (на 06.1941 г. начальник связи 82-го тп 41-й тд, погиб 23.06.1941 г.)

  • (+) ком.взвода.техн.снаб. ст.с-т Иванов Иван Матвеевич (на 06.1941 г. командир взвода, пропал без вести в июне 1941 г.)

  • (+) ком.трансп.взвода л-т Меркушев Герасим Миронович (на 06.1941 г. в батальоне, погиб в 1942 г.)



Взвод боепитания

Отрощенко Михаил Григорьевич.png

  • ком.взвода мл.л-т Отрощенко Михаил Григорьевич (на 06.1941 в батальоне, пережил войну)

Tags: 1938, 1939, 1940, 1941, Польша, архивное
Subscribe

Posts from This Journal “архивное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments